А.Б.Драхлер |
Вопросы: Столетняя война 1. Именно столько лет продолжалась Столетняя война. 2. Этот французский хронист и поэт, служивший при дворе английского короля и у крупных французских феодалов, в своих «Хрониках» отразил события Столетней войны. 3. Кто это? - прославившая ее битва произошла под Орлеаном; - ее объявили колдуньей и предали церковному суду, а четыре с половиной века спустя возвели в ранг католической святой; - по официальной версии она публично сожжена в Руане 12 мая 1431 г. По другой версии - как внебрачная дочь королевы Изабо Баварской избежала костра, вышла замуж за д'Армуаза и умерла своей смертью. 4. Именно этот род войск герцог Бургундский в XV в. назвал своим ключом французских городов. 5. Благодаря этому принц Уэльский Эдуард получил прозвище Черный Принц. 6. Этому событию посвящен памятник «Граждане Кале» - произведение французского скульптора Огюста Родена. (С. 41). |
Ответы: Столетняя война 1. Так называемая Столетняя война, которую вели между собой в Средние века французы и англичане, на самом деле продолжалась 114 лет: с 1339 по 1453 г. 2. Это Жан Фруассар. 3. Жанна д'Арк. 4. В XV в. появились орудия, способные разбить ядрами каменные стены и помочь своему владельцу без особых хлопот взять город. Родился «бог войны» - артиллерия. 5. Принц Уэльский Эдуард звался Черным из-за цвета доспехов. Но для французов он был черен вдвойне: Черный Принц дважды наголову разбил их в битвах Столетней войны при Креси и Пуатье. 6. Памятник «Граждане Кале» посвящен реальным героям французской истории XIV в.: защитникам города Кале от английских войск. Шесть граждан добровольно согласились пойти на заведомую смерть в лагерь врага во имя спасения родного города. Скульптор изобразил медленное, скорбное шествие обреченных людей с веревками на шее, которые несут завоевателям ключ от города. Каждая из шести фигур этой группы неповторима и раскрывает чувства и мысли, владеющие этими людьми: от мужественной решимости и убежденности до задумчивого сомнения, душевной борьбы и отчаяния. (С. 133). |
// Драхлер А.Б. Всеобщая история / А.Б.Драхлер. - М.: Владос-Пресс, 2002. - 191 с. |
А.Б. Драхлер |
По горизонтали: 1. Провинция средневековой Франции - неоднократный предмет спора между французскими и английскими монархами. 7. Столица Франции. 10. Вождь крестьянского восстания во Франции в 1358 г. 11. Город во Франции - место казни Жанны д'Арк. 12. Город (сейчас деревня) в Северной Франции, место разгрома французского рыцарства англичанами в 1415 г. 14. Владения английского короля на юго-западе Франции, борьба за которые стала одной из причин начала Столетней войны. 19. Город на западе Франции, место проигранной французскими рыцарями крупнейшей битвы Столетней войны. 20. Порт на французском берегу пролива Па-де-Кале. 22. Столица Англии. 25. Государство в Западной Европе. 26. Французская королевская династия 1328-1589 гг., при правлении которой продолжалось формирование централизованной монархии. 27. Имя народной героини Франции, активной участницы Столетней войны. 28. Замок в Бургундии, в котором более полугода в заточении находилась Жанна д'Арк. |
По вертикали: 1. Имя французского монарха, родоначальника династии Валуа. 2. Область во Франции, имевшая в период подготовки к Столетней войне обширные торговые связи с Англией. 3. Крестьянское восстание во Франции в период Столетней войны. 4. Город во Франции, место героического подвига Жанны д'Арк. 5. Титул наследника французского престола в середине XIV в. 6. Английский король, инициатор Столетней войны. 8. Часть войскового соединения, предназначенная для введения в бой в решающий момент. 9. Провинция на северо-западе Франции. 13. Город во Франции, в сражении под которым была пленена Жанна д'Арк. 15. Город на северо-востоке Франции, в сражении под которым английская армия одержала решительную победу над войсками Филиппа VI. 16. Епископ, возглавивший судилище над Жанной д'Арк. 17. Город, место коронации французских монархов в XII - XIV вв. 18. Основная часть Великобритании, общеупотребительное название этого европейского государства. 21. Сцепление атакующего корабля с неприятельским судном для захвата его в рукопашном бою. 23. Деревня во Франции, родина Жанны д'Арк. 24. Место подписания в 1420 г. унизительного для Франции мирного договора. (С.28-29). |
Ответы: По вертикали: 1. Филипп. 2. Гийень. 3. Жакерия. 4. Орлеан. 5. Дофин. 6. Эдуард. 8. Резерв. 9. Нормандия. 13. Компьен. 15. Креси. 16. Кошон. |
// Драхлер А.Б. Сборник кроссвордов по истории средних веков для 7 класса средней школы: пособие для учителей, учащихся и их родителей / А.Б. Драхлер. - М.: Новая школа, 1996. - 72 с. |
Елена Викторовна Молдован - учитель истории школы №2, г. Муравленко, ЯНАО. |
||||
Цели игры: Оборудование: |
||||
Ход игры 1. Вступительное слово учителя, объявление правил игры. 2. Приветствие команд (домашнее задание - 8 баллов). Команды демонстрируют и защищают герб с девизом (3 балла), представляют заранее изготовленный в «средневековом цехе» шедевр (5 баллов). 3. Конкурс знатоков. Участникам предлагаются карточки с заданиями на знание исторических деятелей, которые представлены в таблице (за правильный ответ - 1 балл). Карточки с заданиями. 1. Кто помог короноваться французскому дофину в Реймсе и освободил Орлеан от англичан? (Жанна д'Арк.) 2. Он получил прозвище «Завоеватель», сказал: «Сабля и религия неразлучны». (Мехмед II Завоеватель.) 3. Совершил одно из величайших открытий в истории человечества - изобрел книгопечатание. (Иоганн Гутенберг.) 4. Сказал: «Так и ты поступил с моей чашей», убивая воина, который выступил против него при дележе добычи. (Хлодвиг.) 5. Ему принадлежат слова: «Кто не умеет притворяться, не умеет властвовать». (Людовик XI.) 6. Кто сказал: «Я так люблю Францию, что предпочел бы иметь в ней шесть государей вместо одного!»? (Карл Смелый.) 7. На Констанцском соборе он сказал: «Даже последний грошик, который прячет бедная старуха, умеет вытянуть недостойный церковнослужитель. Как же не сказать, что он хитрее и злее вора». (Ян Гус.) 8. Кому принадлежат слова: «Освободите эту землю от рук язычников и подчините её себе. Земля та течёт молоком и мёдом. Иерусалим - плодоноснейший пуп земли, второй рай... Кто здесь горестен и беден, там будет радостен и богат!..»? (Папа римский Урбан II.) |
||||
Карл Смелый (№б) |
Хлодвиг (№4) |
Ян Гус (№7) |
Иоганн Гутенберг (№3) |
Уот Тайлер (-) |
Милош Обилич (-) |
Мехмед II (№2) |
Людовик XI (№5) |
Урбан II (№8) |
Жанна д'Арк (№1) |
4. Историческое сочинение (максимум 5 баллов). Команды по жребию выбирают темы мини-сочинений на историческую тему. Особое внимание при оценке сочинения уделяется отношению авторов к описываемым событиям. Темы сочинений: 1. Один день в средневековом городе. 2. Как я познакомился с Жанной д'Арк. 3. Я - Иоганн Гутенберг, изобретатель книгопечатания. Пока команды работают над историческим сочинением, болельщикам предлагается ответить на вопросы, разгадывая кроссворд. |
||||
5. Кроссворд «Средневековый город» (максимум -15 баллов, за правильный ответ -1 балл). По горизонтали. 2. Мелкое городское производство, ориентированное на рынок или на продажу. (Ремесло.) 7. Ремесленник, не владевший собственной мастерской и работавший по найму. (Подмастерье.) 8. Вещь, предназначенная для продажи. (Товар.) 10. Большой городской или монастырский храм. (Собор.) 11. Объединение купцов. (Гильдия.) 12. Средневековый город как самоуправляющаяся единица, как объединение всех полноправных жителей. (Коммуна.) 13. Человек, обменивающий деньги и берущий за это процент. (Меняла.) 14. Ежегодный торг, в котором участвовали купцы из разных городов, стран. (Ярмарка.) По вертикали. 1. Сбор в пользу государства, феодала, взимавшийся с купцов за право торговать в городе, проезжать по мостам и т.п. (Пошлина.) 2. Человек, дающий деньги в долг под проценты. (Ростовщик.) 3. Здание городского совета. (Ратуша.) 4. Глава городского совета. (Мэр.) 5. Помещение, в котором работали средневековые ремесленники. (Мастерская.) 6. Союз городских ремесленников одной профессии. (Цех.) 9. Город во Франции, крупный средневековый центр ремесла и торговли. (Лион.) |
||||
6. Конкурс капитанов «Верно ли, что...». За каждый правильный ответ - 1 балл, за выполнение задания без ошибок - поощрительные 3 балла, максимум - 13 баллов. 1. Феодальная лестница - это лестница, расположенная в замке феодала. (-) 2. Барщина - это феодальная повинность, плата своим трудом. (+) 3. Право охоты феодала и право «мёртвой руки» - основные феодальные повинности. (-) 4. Феодальная вотчина - это большое хозяйство, в котором работали зависимые крестьяне. (+) 5. Турнир - это состязание рыцарей в силе и ловкости. (+) 6. Натуральное хозяйство - хозяйство, в котором производилось всё для продажи. (-) 7. Янычары - партизаны в Сербии, Болгарии, сопротивляющиеся натиску турок-осман. (-) 8. Табориты - решительная часть гуситов. (+) 9. Индульгенция - церковный суд над еретиками. (-) 10. Жакерия - восстание крестьян в Англии в 1381г.(-) |
||||
7. Конкурс «Оживи картину» (домашнее задание). При оценивании учитываются яркость, юмор, оригинальность и умение донести до зрителей основную идею картины (максимум 10 баллов). Командам были по жребию предложены картины: «Вступление Жанны д'Арк в Орлеан», «Сдача оброка феодалу», «В средневековом университете». Пока жюри подводит окончательные итоги, ведущий проводит анализ конкурса капитанов. При оглашении итогов игры команды награждаются грамотами I, II и III степени. |
||||
Литература // Преподавание истории в школе. – 2004. - №5. – С.50-51. |
||||
В.В.Сухов, А.Ю.Морозов, Э.Н.Абдулаев |
Урок 20. Столетняя война.План вводной беседы. Документ для анализа Нормандская хроника |
Учебная задача урока: почему победу в «Столетней войне одержала Франция? План организации учебной деятельности. 1. Из-за чего началась Столетняя война? 2. Почему война началась неудачно для Франции? 3. Почему с приходом Жанны д'Арк французы стали побеждать? |
Контрольный тест // Сухов В.В. Поурочное планирование курса истории средних веков как системы учебных задач / В.В.Сухов, А.Ю.Морозов, Э.Н.Абдулаев // Преподавание истории в школе. – 2000. - №7. – С. 49. |
Г.И.Старобинская |
Вопросы и задания по истории Франции могут быть примерно следующими: …- Как на ходе военных действий со стороны Франции отразился тот факт, что в Жанне 'Арк увидели орудие Бога? - Чем можно объяснить, что после появления Жанны д'Арк война перестала быть делом только «воюющего» сословия? - С появлением Жанны д'Арк путь от Орлеана до Реймса был преодолен за 17 дней. С точки зрения военной стратегии, этот поход было довольно бессмысленным. В чем же состояла его роль в истории Франции и Столетней войны? - На каком основании англичане считали, что коронация дофина в Реймсе не имеет законной силы? - Как вы считаете, у Жанны судьба прекрасная или трагическая? (Свой ответ обоснуйте.) - До нынешних дней идут споры о Жанне д'Арк, ее происхождении и роли в истории Франции. Одни ученые считают ее народной героиней, вышедшей из низов общества. Другие отвергают эту версию, считают ее принадлежащей к верхам общества и даже королевской семье. Их мнение основано на том, что нельзя объяснить иначе, где и как она могла научиться искусно владеть оружием, столь убедительно и грамотно отвечать на вопросы инквизиторов. Если бы решение этого спора зависело от вас, какое мнение вы бы поддержали и почему? - Как вы поняли, почему король Франции не выкупил Жанну д'Арк из плена, не помог облегчить ее судьбу во время суда инквизиции и только в 1455-1456 гг. реабилитировал ее по всем пунктам обвинения? (С. 85-86). |
Найдите ошибки в тексте. Для Жанны д'Арк Карл VII до коронации был всего лишь законным наследником и правителем королевства, но не королем. Многие придворные Карла поддерживали ее в этом. Чтобы придать королю законную силу, за 17 дней был проделан путь из Реймса в Париж. Священный обряд коронации Карла в самой древней столице франков должен был сделать дофина полноправным монархом. За эту настойчивость и решимость Жанны король был благодарен ей всю жизнь. (С. 101). |
// Старобинская Г.И. Методические рекомендации к учебнику А.Я.Гуревича и Д.Э.Харитоновича «История Средних веков»: пособие для учителя / Г.И. Старобинская. -М.: Планета детей, 1997. - 152 с. |
Г.И.Старобинская |
13-1. Допишите предложения. 13-2. Заполните пропуски - и у вас получится небольшой рассказ о начале Столетней войны. 13-3. Заполните пропуски. 13-4. Как изменился характер войны между Англией и Францией на втором этапе? 13-5. Выберите те причины, которые действительно повлияли на изменение характера Столетней войны со стороны Франции (поставьте +): |
13-6. Придумайте комментарий к этому старинному рисунку. |
13-7. Существует мнение, что Жанна д'Арк не могла быть обыкновенной крестьянской девушкой. Уж слишком хорошо владела оружием, ездила на боевом коне, убедительно вела диалог с обвинителями на суде инквизиции! Каково ваше личное отношение к спорам вокруг имени Жанны д'Арк? 13-8. Как вы считаете, судьба Жанны д'Арк - героическая или трагическая? Свое мнение объясните. 13-9. Французский король и его придворные боялись, что слава и популярность Жанны затмит их собственную. А почему англичане устроили над ней суд инквизиции? Что они хотели доказать? 13-10. Как король Франции Карл VII снял с себя обвинения в том, что его на престол возвела ведьма, еретичка? (С. С.58-60). |
// Старобинская Г.И. Мир в средние века: рабочая тетрадь для 6 класса / Г.И. Старобинская. - М.: Открытый мир, 1997. - 96 с. |