Драхлер А.Б. Вопросы к олимпиаде по теме «Столетняя война».
Драхлер А.Б. Из сборника кроссвордов по истории Средних веков.
Молдован Е.В. Интеллектуально-познавательная игра «Час Средневековья».
Поурочное планирование курса Средних веков. Тема «Столетняя война».
Старобинская Г.И. Вопросы и задания к теме «Жанна д’Арк».
Старобинская Г.И. Из рабочей тетради «Мир в Средние века».
Чернова М.Н. Задание на анализ текста.

Столетняя война: вопросы к олимпиаде

А.Б.Драхлер
Вопросы:
Столетняя война
1. Именно столько лет продолжалась Столетняя война.
2. Этот французский хронист и поэт, служивший при дворе английского короля и у крупных французских феодалов, в своих «Хрониках» отразил события Столетней войны.
3. Кто это?
- прославившая ее битва произошла под Орлеаном;
- ее объявили колдуньей и предали церковному суду, а четыре с половиной века спустя возвели в ранг католической святой;
- по официальной версии она публично сожжена в Руане 12 мая 1431 г. По другой версии - как внебрачная дочь королевы Изабо Баварской избежала костра, вышла замуж за д'Армуаза и умерла своей смертью.
4. Именно этот род войск герцог Бургундский в XV в. назвал своим ключом французских городов.
5. Благодаря этому принц Уэльский Эдуард получил прозвище Черный Принц.
6. Этому событию посвящен памятник «Граждане Кале» - произведение французского скульптора Огюста Родена. (С. 41).
Ответы:
Столетняя война
1. Так называемая Столетняя война, которую вели между собой в Средние века французы и англичане, на самом деле продолжалась 114 лет: с 1339 по 1453 г.
2. Это Жан Фруассар.
3. Жанна д'Арк.
4. В XV в. появились орудия, способные разбить ядрами каменные стены и помочь своему владельцу без особых хлопот взять город. Родился «бог войны» - артиллерия.
5. Принц Уэльский Эдуард звался Черным из-за цвета доспехов. Но для французов он был черен вдвойне: Черный Принц дважды наголову разбил их в битвах Столетней войны при Креси и Пуатье.
6. Памятник «Граждане Кале» посвящен реальным героям французской истории XIV в.: защитникам города Кале от английских войск. Шесть граждан добровольно согласились пойти на заведомую смерть в лагерь врага во имя спасения родного города. Скульптор изобразил медленное, скорбное шествие обреченных людей с веревками на шее, которые несут завоевателям ключ от города. Каждая из шести фигур этой группы неповторима и раскрывает чувства и мысли, владеющие этими людьми: от мужественной решимости и убежденности до задумчивого сомнения, душевной борьбы и отчаяния. (С. 133).
// Драхлер А.Б. Всеобщая история / А.Б.Драхлер. - М.: Владос-Пресс, 2002. - 191 с.
к началу раздела

Столетняя война: кроссворд

А.Б. Драхлер
По горизонтали: 1. Провинция средневековой Франции - неоднократный предмет спора между французскими и английскими монархами. 7. Столица Франции.
10. Вождь крестьянского восстания во Франции в 1358 г. 11. Город во Франции - место казни Жанны д'Арк. 12. Город (сейчас деревня) в Северной Франции, место разгрома французского рыцарства англичанами в 1415 г. 14. Владения английского короля на юго-западе Франции, борьба за которые стала одной из причин начала Столетней войны. 19. Город на западе Франции, место проигранной французскими рыцарями крупнейшей битвы Столетней войны. 20. Порт на французском берегу пролива Па-де-Кале. 22. Столица Англии. 25. Государство в Западной Европе. 26. Французская королевская династия 1328-1589 гг., при правлении которой продолжалось формирование централизованной монархии. 27. Имя народной героини Франции, активной участницы Столетней войны. 28. Замок в Бургундии, в котором более полугода в заточении находилась Жанна д'Арк.
По вертикали: 1. Имя французского монарха, родоначальника династии Валуа. 2. Область во Франции, имевшая в период подготовки к Столетней войне обширные торговые связи с Англией. 3. Крестьянское восстание во Франции в период Столетней войны. 4. Город во Франции, место героического подвига Жанны д'Арк. 5. Титул наследника французского престола в середине XIV в. 6. Английский король, инициатор Столетней войны. 8. Часть войскового соединения, предназначенная для введения в бой в решающий момент. 9. Провинция на северо-западе Франции. 13. Город во Франции, в сражении под которым была пленена Жанна д'Арк. 15. Город на северо-востоке Франции, в сражении под которым английская армия одержала решительную победу над войсками Филиппа VI. 16. Епископ, возглавивший судилище над Жанной д'Арк. 17. Город, место коронации французских монархов в XII - XIV вв. 18. Основная часть Великобритании, общеупотребительное название этого европейского государства. 21. Сцепление атакующего корабля с неприятельским судном для захвата его в рукопашном бою. 23. Деревня во Франции, родина Жанны д'Арк. 24. Место подписания в 1420 г. унизительного для Франции мирного договора. (С.28-29).

Ответы:
По горизонтали: 1. Фландрия. 7. Париж. 10. Каль. 11. Руан. 12. Азенкур. 14. Аквитания. 19. Пуатье. 20. Кале. 22. Лондон. 25. Франция. 26. Валуа.
27. Жанна. 28. Боревуар.

По вертикали: 1. Филипп. 2. Гийень. 3. Жакерия. 4. Орлеан. 5. Дофин. 6. Эдуард. 8. Резерв. 9. Нормандия. 13. Компьен. 15. Креси. 16. Кошон.
17. Реймс. 18. Англия. 21. Абордаж. 23. Домреми. 24. Труа. (С. 69).

// Драхлер А.Б. Сборник кроссвордов по истории средних веков для 7 класса средней школы: пособие для учителей, учащихся и их родителей / А.Б. Драхлер. - М.: Новая школа, 1996. - 72 с.
к началу раздела

Интеллектуально-познавательная игра «Час Средневековья»

Елена Викторовна Молдован - учитель истории школы №2,
г. Муравленко, ЯНАО.

Цели игры:
• активизировать познавательный интерес учащихся к изучению истории;
• углубить, осмыслить и систематизировать знания учащихся по истории Средних веков;
• способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся (высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваясь к мнению других её членов, и др.)

Оборудование:
• выставка дополнительной литературы;
• выставка творческих работ учащихся - рисунков, поделок, сочинений;
• наглядные пособия: картины, таблица (исторические личности);
• дидактический материал: карточки с заданиями, кроссворд;
• грамоты для награждения команд.

Ход игры
1. Вступительное слово учителя, объявление правил игры.
2. Приветствие команд (домашнее задание - 8 баллов).
Команды демонстрируют и защищают герб с девизом (3 балла), представляют заранее изготовленный в «средневековом цехе» шедевр (5 баллов).
3. Конкурс знатоков.
Участникам предлагаются карточки с заданиями на знание исторических деятелей, которые представлены в таблице (за правильный ответ - 1 балл). Карточки с заданиями.
1. Кто помог короноваться французскому дофину в Реймсе и освободил Орлеан от англичан? (Жанна д'Арк.)
2. Он получил прозвище «Завоеватель», сказал: «Сабля и религия неразлучны». (Мехмед II Завоеватель.)
3. Совершил одно из величайших открытий в истории человечества - изобрел книгопечатание. (Иоганн Гутенберг.)
4. Сказал: «Так и ты поступил с моей чашей», убивая воина, который выступил против него при дележе добычи. (Хлодвиг.)
5. Ему принадлежат слова: «Кто не умеет притворяться, не умеет властвовать». (Людовик XI.)
6. Кто сказал: «Я так люблю Францию, что предпочел бы иметь в ней шесть государей вместо одного!»? (Карл Смелый.)
7. На Констанцском соборе он сказал: «Даже последний грошик, который прячет бедная старуха, умеет вытянуть недостойный церковнослужитель. Как же не сказать, что он хитрее и злее вора». (Ян Гус.)
8. Кому принадлежат слова: «Освободите эту землю от рук язычников и подчините её себе. Земля та течёт молоком и мёдом. Иерусалим - плодоноснейший пуп земли, второй рай... Кто здесь горестен и беден, там будет радостен и богат!..»? (Папа римский Урбан II.)
Карл Смелый (№б)
Хлодвиг (№4)
Ян Гус (№7)
Иоганн Гутенберг (№3)
Уот Тайлер (-)
Милош Обилич (-)
Мехмед II (№2)
Людовик XI (№5)
Урбан II (№8)
Жанна д'Арк (№1)
4. Историческое сочинение (максимум 5 баллов).
Команды по жребию выбирают темы мини-сочинений на историческую тему.
Особое внимание при оценке сочинения уделяется отношению авторов к описываемым событиям.
Темы сочинений:
1. Один день в средневековом городе.
2. Как я познакомился с Жанной д'Арк.
3. Я - Иоганн Гутенберг, изобретатель книгопечатания.
Пока команды работают над историческим сочинением, болельщикам предлагается ответить на вопросы, разгадывая кроссворд.
5. Кроссворд «Средневековый город» (максимум -15 баллов, за правильный ответ -1 балл).
По горизонтали. 2. Мелкое городское производство, ориентированное на рынок или на продажу. (Ремесло.) 7. Ремесленник, не владевший собственной мастерской и работавший по найму. (Подмастерье.) 8. Вещь, предназначенная для продажи. (Товар.) 10. Большой городской или монастырский храм. (Собор.) 11. Объединение купцов. (Гильдия.) 12. Средневековый город как самоуправляющаяся единица, как объединение всех полноправных жителей. (Коммуна.) 13. Человек, обменивающий деньги и берущий за это процент. (Меняла.) 14. Ежегодный торг, в котором участвовали купцы из разных городов, стран. (Ярмарка.)
По вертикали. 1. Сбор в пользу государства, феодала, взимавшийся с купцов за право торговать в городе, проезжать по мостам и т.п. (Пошлина.) 2. Человек, дающий деньги в долг под проценты. (Ростовщик.) 3. Здание городского совета. (Ратуша.) 4. Глава городского совета. (Мэр.) 5. Помещение, в котором работали средневековые ремесленники. (Мастерская.) 6. Союз городских ремесленников одной профессии. (Цех.) 9. Город во Франции, крупный средневековый центр ремесла и торговли. (Лион.)
6. Конкурс капитанов «Верно ли, что...».
За каждый правильный ответ - 1 балл, за выполнение задания без ошибок - поощрительные 3 балла, максимум - 13 баллов.
1. Феодальная лестница - это лестница, расположенная в замке феодала. (-)
2. Барщина - это феодальная повинность, плата своим трудом. (+)
3. Право охоты феодала и право «мёртвой руки» - основные феодальные повинности. (-)
4. Феодальная вотчина - это большое хозяйство, в котором работали зависимые крестьяне. (+)
5. Турнир - это состязание рыцарей в силе и ловкости. (+)
6. Натуральное хозяйство - хозяйство, в котором производилось всё для продажи. (-)
7. Янычары - партизаны в Сербии, Болгарии, сопротивляющиеся натиску турок-осман. (-)
8. Табориты - решительная часть гуситов. (+)
9. Индульгенция - церковный суд над еретиками. (-)
10. Жакерия - восстание крестьян в Англии в 1381г.(-)
7. Конкурс «Оживи картину» (домашнее задание).
При оценивании учитываются яркость, юмор, оригинальность и умение донести до зрителей основную идею картины (максимум 10 баллов).
Командам были по жребию предложены картины: «Вступление Жанны д'Арк в Орлеан», «Сдача оброка феодалу», «В средневековом университете».
Пока жюри подводит окончательные итоги, ведущий проводит анализ конкурса капитанов. При оглашении итогов игры команды награждаются грамотами I, II и III степени.

Литература
Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков: Учебник для VII класса. М., 1994.
Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков. М., 1992.
Кулагина Г.А. Сто игр по истории: Пособие для учителя. М., 1983.
Мацкайлова О.А, Познавательные игры в курсе истории Средних веков //Преподавание истории в школе. 1999. №8. С. 29 - 35.
Рассказы по истории Средних веков. М., 1996.
Солнцева Е. Средневековый город и его обитатели // газета «История». 1997. №7. С. 13.
Старобинская Г.И. Обобщающее повторение в курсе истории Средних веков // Преподавание истории в школе. 1998. №6. С. 44 - 57.
Хрестоматия по истории Средних веков: В 2 ч. / Сост. В.Е.Степанова, АЛ. Шевеленко. М., 1994.

// Преподавание истории в школе. – 2004. - №5. – С.50-51.

к началу раздела

Поурочное планирование курса Средних веков. Тема «Столетняя война»

В.В.Сухов, А.Ю.Морозов, Э.Н.Абдулаев

Урок 20. Столетняя война.

План вводной беседы.
1. Столетняя война как продолжение давнего соперничества между Англией и Францией.
2. Сокрушительные победы англичан в начале войны.
3. Исходное противоречие: после поражения в битве при Пуатье, в которой, по мнению современника, «погиб весь цвет Франции», а в плену оказались знатные феодалы во главе с самим королем, многим казалось, что Франция уже не возродится. Однако победителями в войне почему-то все-таки стали французы.

Документ для анализа
«Тут произошла большая и жестокая битва, и многие англичане поворачивали и убегали, но французы так скучились под жестоким обстрелом лучников, попадавших им в головы, что большинство их не могло сражаться, и они падали один на другого. Тут стало ясно поражение французов. Тут были взяты в плен король Иоанн его сын Филипп... И не столь велико было число убитых в этой битве, сколь тяжело поражение; всего-навсего было убито около 800 тяжеловооруженных французов. ...Потом были отведены король Иоанн и его сын Филипп и другие пленники в Бордо...»

Нормандская хроника

Учебная задача урока: почему победу в «Столетней войне одержала Франция?
План организации учебной деятельности.
1. Из-за чего началась Столетняя война?
2. Почему война началась неудачно для Франции?
3. Почему с приходом Жанны д'Арк французы стали побеждать?

Контрольный тест
1. И англичане, и французы хотели с помощью войны повысить свое благосостояние. (+)
2. Франция одержала победу только благодаря героизму Жанны д'Арк. (-)
3. Английская армия была лучше вооружена и организована. (+)
4. С приходом Жанны д'Арк война стала носить освободительный, народный характер. (+)
5. Франция лучше Англии подготовилась к войне.(-)

// Сухов В.В. Поурочное планирование курса истории средних веков как системы учебных задач / В.В.Сухов, А.Ю.Морозов, Э.Н.Абдулаев // Преподавание истории в школе. – 2000. - №7. – С. 49.

к началу раздела

Вопросы и задания к теме "Жанна д'Арк"

Г.И.Старобинская
Вопросы и задания по истории Франции могут быть примерно следующими:
…- Как на ходе военных действий со стороны Франции отразился тот факт, что в Жанне 'Арк увидели орудие Бога?
- Чем можно объяснить, что после появления Жанны д'Арк война перестала быть делом только «воюющего» сословия?
- С появлением Жанны д'Арк путь от Орлеана до Реймса был преодолен за 17 дней. С точки зрения военной стратегии, этот поход было довольно бессмысленным. В чем же состояла его роль в истории Франции и Столетней войны?
- На каком основании англичане считали, что коронация дофина в Реймсе не имеет законной силы?
- Как вы считаете, у Жанны судьба прекрасная или трагическая? (Свой ответ обоснуйте.)
- До нынешних дней идут споры о Жанне д'Арк, ее происхождении и роли в истории Франции. Одни ученые считают ее народной героиней, вышедшей из низов общества. Другие отвергают эту версию, считают ее принадлежащей к верхам общества и даже королевской семье. Их мнение основано на том, что нельзя объяснить иначе, где и как она могла научиться искусно владеть оружием, столь убедительно и грамотно отвечать на вопросы инквизиторов. Если бы решение этого спора зависело от вас, какое мнение вы бы поддержали и почему?
- Как вы поняли, почему король Франции не выкупил Жанну д'Арк из плена, не помог облегчить ее судьбу во время суда инквизиции и только в 1455-1456 гг. реабилитировал ее по всем пунктам обвинения? (С. 85-86).
Найдите ошибки в тексте.
Для Жанны д'Арк Карл VII до коронации был всего лишь законным наследником и правителем королевства, но не королем. Многие придворные Карла поддерживали ее в этом. Чтобы придать королю законную силу, за 17 дней был проделан путь из Реймса в Париж. Священный обряд коронации Карла в самой древней столице франков должен был сделать дофина полноправным монархом. За эту настойчивость и решимость Жанны король был благодарен ей всю жизнь. (С. 101).
// Старобинская Г.И. Методические рекомендации к учебнику А.Я.Гуревича и Д.Э.Харитоновича «История Средних веков»: пособие для учителя / Г.И. Старобинская. -М.: Планета детей, 1997. - 152 с.
к началу раздела

Столетняя война: задания из рабочей тетради

Г.И.Старобинская

13-1. Допишите предложения.
Причинами Столетней войны были:_________________________
Поводом к Столетней войне явились: _________________________

13-2. Заполните пропуски - и у вас получится небольшой рассказ о начале Столетней войны.
Особенностью Столетней войны является то, что это сама _________________, она продолжалась с ____ по _____
Основу французского войска составляла ________________
Пехота французов состояла из __________________
Пехота у англичан набиралась из ___________________
Пехотинцы в английском войске были вооружены ______________, которые с расстояния _____ шагов пробивали _______
Располагая флотом, англичане переправились через пролив _________., захватили территорию __________________ ,
________а в _____ году ________ разбили французское войско на северо-востоке Франции при __________________.
В _____ году произошла битва у города _________, в плен англичанам попали _________________________________.
В этой битве французы имели численный перевес, но потерпели поражение, так как _____________________________
_________________________________________________________________________________________________

13-3. Заполните пропуски.
Осенью 1415 г. новая английская армия нанесла поражение французскому войску у города _______________. У англичан оказалось больше половины территории ____________________. Казалось это конец.

13-4. Как изменился характер войны между Англией и Францией на втором этапе?
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________

13-5. Выберите те причины, которые действительно повлияли на изменение характера Столетней войны со стороны Франции (поставьте +):
а) война перестала быть делом сословия, которое воюет;
б) война - была делом королей и их армий;
в) вступление в войну простолюдинов;
г) патриотический подъем;
д) выяснение отношений между королевскими династиями;
е) появление чувства принадлежности к Франции; отношение к королю как ее символу;
ж) ощущение Божьего чуда, возникшее с появлением Жанны д'Арк;
з) изменение самосознания французов, появление чувства национальной гордости.

13-6. Придумайте комментарий к этому старинному рисунку.

13-7. Существует мнение, что Жанна д'Арк не могла быть обыкновенной крестьянской девушкой. Уж слишком хорошо владела оружием, ездила на боевом коне, убедительно вела диалог с обвинителями на суде инквизиции! Каково ваше личное отношение к спорам вокруг имени Жанны д'Арк?

13-8. Как вы считаете, судьба Жанны д'Арк - героическая или трагическая? Свое мнение объясните.

13-9. Французский король и его придворные боялись, что слава и популярность Жанны затмит их собственную. А почему англичане устроили над ней суд инквизиции? Что они хотели доказать?

13-10. Как король Франции Карл VII снял с себя обвинения в том, что его на престол возвела ведьма, еретичка?

(С. С.58-60).

// Старобинская Г.И. Мир в средние века: рабочая тетрадь для 6 класса / Г.И. Старобинская. - М.: Открытый мир, 1997. - 96 с.
к началу раздела

Задание на анализ текста

(текст предоставлен автором)

М.Н. Чернова

Прочтите отрывок из книги историка А. Левандовского и дайте ответы на вопросы. «О чём бы её не спрашивали, она находила простой и точный ответ. Её спрашивал: «Ненавидит ли Бог англичан?» Она отвечала: «Любит ли он их или ненавидит, об этом мне ничего не известно. Но я уверена, что все англичане будут изгнаны из Франции, кроме тех, которые найдут здесь смерть». Её спрашивали: «Разве не великий грех уйти из дома без разрешения отца и матери?»
«К этому призывал меня долг, - отвечала девушка - а если бы у меня было сто отцов и сто матерей, я всё равно ушла бы».
Её спрашивали: «Какими колдовскими приёмами ты пользовалась, чтобы воодушевить воинов на битву?» И она отвечала: «Я говорила им: «Вперёд!» - и первая показывала пример». Её спрашивали: «Почему бедняки приходили к тебе, и отдавали почести, словно святой?» И она отвечала: «Бедняки любили меня потому, что я была добра к ним». <...>
Её спрашивали: «Почему во время коронации в Реймсе твоему знамени было отдано предпочтение перед знамёнами других полководцев?» И она гордо отвечала: «Оно было в труде и подвигах и ему надлежало быть в чести».


Вопросы:
1) Назовите имя героини, о которой идёт речь.
_______________________________
_______________________________
_______________________________

2) В ходе какой войны она совершила свой подвиг?
_______________________________
_______________________________
_______________________________

3) Чем объясняются её успехи в борьбе с англичанами?
_______________________________
_______________________________
_______________________________

4) Что вам нравится в характере, действиях и поведении этой девушки?
_______________________________
_______________________________
_______________________________

5) Почему она стала национальной героиней Франции?
_______________________________
_______________________________
_______________________________

к началу раздела